суббота, 1 февраля 2014 г.

Про экстремальный спорт

Популярность экстремального спорта растет с каждым днем. Наверно, за последние 20-ть лет спорт на грани экстрима уже в мировом масштабе: чемпионаты мира, Европы, World Games пополняются участниками из разных уголков планеты. Чем же вызвана такая популяризация экстремальных видов спорта?

Давайте сначала определимся, что же такое экстремальные виды спорта. Экстремальный спорт – это спортивная деятельность, связанная с преодолением трудностей в условиях, опасных для жизни. При чем эта опасность объективная и часто связана либо с природными условиями (альпинизм, скалолазание, спелеология, серфинг, парашютный спорт и пр. ), либо с техническими средствами (мотоспорт, велоспорт, скейтбординг, дельтопараплан и др. ), либо связан со скоростью (даунхил, формула 1, мотокросс, горные лыжи и сноуборд и др.), либо со сложными акробатическими трюками в опасных условиях (BMX, горные лыжи и сноуборд и т.д.). Такая деятельность требует предельной концентрации, овладения страхом и отработанной техники. Что же привлекает людей заниматься таким спортом?

Как говорят психологи, экстремальные виды спорта привлекают людей с латентной суицидальной склонностью или аутоагрессией, саморазрушением. Объясняя это тем, что сознательно идти на риск – значит пытаться свести счеты с жизнью из-за фрустрирующих, подавленных эмоций – чаще всего агрессии. Другие говорят, что это зависимость, на подобии наркомании – адреналиновая зависимость. Что человек не может ощущать себя живым без этого предельного уровня адреналина. Не могу исключать такие гипотезы. НО! Занимаясь скалолазанием уже больше 10 лет, я видела другую сторону этого спорта – ежедневную работу, интерес и саморазвитие обычных людей, которые проводят целый день в офисе, а вечером с удовольствием лазят на скалодроме. Такую сторону экстремального спорта я и хочу раскрыть.

В нынешней ситуации комфортных условий для жизни, где множество приспособлений упрощают нам жизнь. Одежда становится теплей и легче, машины быстрее и маневренней, офисы с удобными креслами и кофемашинами. Да и большинство людей лавируют от дома на работу, с работы в магазин/кафе/кинотеатр и снова дом. Мы застряли в бытовом монотонном труде, уже плохо различая и плохо чувствуя свое тело: многие не замечают или не обращают внимания на боли в мышцах, на состояние кожи, плохо контролирую и понимая свое тело. Мы заправляемся кофе каждое утро, как допингом, и просиживаем в интернете до красных глаз и онемевшей поясницы. При этом теряя чувство реальности, улетая в планы на будущее, мечты, фильмы, новости, покупки и сериалы.

Когда я узнала, что многие из тех, кто ходит на скалолазание в секцию новичков или любителей, программисты или те, кто много проводит времени за компьютером, я поняла, что значение экстремального спорта в общем, и скалолазания в частности, касается связи телесных ощущений и разума. Про что это я… Это про ощущение здесь и сейчас, про проживание и прочувствование реальности своего тела и ума. Экстремальные ситуации и переживание страха (в умеренном количестве) мобилизуют весь организм. Когда ты залазишь на стенку, ты не сможешь думать ни о чем другом, кроме как о себе в целом – о положении твоего тела, о  напряжении мышц, о возможных действиях для достижения определенной цели – финиша маршрута. Именно в этот момент ты являешься самим собой без каких-либо внешних атрибутов – там, на стенке видно как ты относишься к трудностям, какие у тебя бывают страхи и что важно для тебя сейчас. Это возможность посвятить себе, своей реальности немного времени в своей жизни.

А контакт с телом и с реальностью помогает соединить разум и телесность. Самыми кончиками пальцев мы чувствуем прикосновение шершавых зацеп, чувствуем положение своего тела, своих мышц, ловим равновесие в разнообразных движениях, учимся находить необычные варианты решений прохождения трассы. Чем лучше мы чувствуем свое тело, тем быстрее мы будем реагировать на любые изменения в нем – это поможет избежать травм и болезней.

Кроме того, лазание развивает периферическую нервную систему, развивает моторные отделы головного мозга, развивает воображение, память и внимание, мышление, поддерживает физическую форму и самое главное – дает возможность научиться овладевать страхом  и мыслить без паники в ситуациях экстремального характера.


Скалолазание – это возможность почувствовать, что для нашей человеческой  природы необходимо цепляться за эту жизнь всеми руками и ногами, иначе жизнь может легко ускользнуть от нас…

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Согласен, что адреналин не при чем. В скоростных видах он играет определенную роль, но в скалолазании и альпинизме - нет. Во всяком случае, я в горы точно не за адреналином хожу. Наоборот, стараешься избегать адреналиновых, опасных ситуаций.
Скрытой суицидальностью тоже не объяснить. Ладно альпинизм, но скалолазание, ведь, безопасно.
Все действительно объясняется тем, что мы сейчас живем в условиях значительно отличающихся от условий, в которых формировалась психика и физиология человека. Тысячи лет люди жили в среде, которая требовала постоянной двигательной активности с периодически возникающими критическими ситуациями, требовавшими быстрого решения и с высокой ценой ошибки. Сейчас же для многих средства к существованию добываются значительным напряжением мозгов при практически нулевой физической активности. Это нестандартный режим для организма. Проектировался он для других режимов. Вот люди и ищут способы оказаться в этих, изначальных режимах.
Поэтому в горы ходят, в своем подавляющем большинстве, городские жители. Причем работники умственного труда. Жители сел в горы не ходят - им и так "не скучно". Горцы, у которых скалолазно-альпинистские объекты под боком, на них не смотрят. В их повседневной жизни хватает и физических нагрузок и экстрима. Поэтому они не усложняют себе жизнь не имеющим практической ценности лазаньем по скалам или восхождениям на вершину. Исключением являются, пожалуй, только сваны. Они стали заниматься альпинизмом "просто так". Шерпы не считаются - стали ходить на вершины только сейчас в качестве помощников для альпинистов. Инки совершали восхождения, но их на вершины толкали религиозные чувства - поклонялись Солнцу - вот и лезли поближе.
А так, в горы ходят жители равнин. Жители равнин, которым тесно в современных городах, которым нравится решать задачи, пусть и искусственно созданные, но с предельно ясно обозначенной целью. Для достижения которой необходима слаженная, сконцентрированная работа и сознания и тела.